По Серафимовым местам Омской митрополии

Составлено в июле 2013 года

Содержание

 

 Свято-Серафимовский монастырь, Марьяновский р-н

DSC_0138_tn

Престольный праздник, 1 августа 2008 г.

   Много святых благодатных мест на нашей Омской земле. И вот одно из них — Свято-Серафимовский женский монастырь, устроенный многолетними молитвами и трудами замечательной русской женщины — матушки Варвары (в миру – Герасимова Вера Акимовна).

   После революционного переворота отец матушки Варвары — Аким Григорьевич со своей женой Ефросиньей Емельяновной, по благословению деда священника, переезжает жить из казачьей Донской станицы в Белокуриху Алтайского края.

   Двадцатого августа 1933 года рождается третий ребенок в семье – Вера, будущая монахиня и игумения, так любимая омичами. Двенадцать детей Бог дал Акиму и Ефросинье: одиннадцать дочерей и сына Николая. В любви и благочестии воспитывались дети, но пришла очередная беда на Русь — война. Отца забрали на фронт. Много трудностей пришлось испытать большой семье. Пошла Вера работать на трактор, дома ночами шила, вязала и для своей семьи, и для фронта. Закончилась война – отец вернулся домой, редкой семье выпадало такое счастье! Вера благополучно окончила школу и уехала в Ленинград, поступила в техникум и получила диплом агронома и пчеловода, вышла замуж.

   По распределению молодые супруги были направлены в Омск, работали, растили детей: трех своих и двух приемных. Но недолго длилось счастье, в двадцать девять лет овдовела Вера Акимовна, да еще ко всем бедам, заболела неисцелимой болезнью. Горячо молилась Вера, милости просила у Господа, чтобы дал возможность вырастить детей. Поехала в Ленинград на Смоленское кладбище, на могилку святой блаженной Ксении Петербургской. На Васильевский остров побрела пешком, худая, больная, еле сил хватило дойти. Народу у Ксеньюшки много, с потоком людей оказалась в часовне. Справа от гробницы стоит икона святой блаженной Ксении, упала перед образом на колени вся в слезах. Вдруг кто-то за плечо тронул. Оглянулась — стоит старичок сгорбленный и говорит: «Не плач. Монахиней будешь, монастырь построишь». Не предала тогда значения этим словам матушка. Поплакала, помолилась, вышла из часовни и зашла в неподалеку стоящий храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Взгляд остановился на иконе батюшки Серафима Саровского. Стоит он во весь рост согбенный, радостный. Лик батюшки Серафима напомнил ей лицо старичка, утешавшего ее в часовне.

   Там, на Смоленском кладбище дала обет Богу — уйти в лес, жить в трудах и молитве и построить храм в честь святой блаженной Ксении на Омской земле.

   Услышал Господь и по молитвам святой блаженной Ксении, исцелил Веру. Вырастила всех пятерых детей, дала им образование и в сорок четыре года приняла на себя подвиг тяжелейший, а по нынешним временам редчайший: ушла в Марьяновский лес, построила себе келью и подвязалась в посте и молитве многие годы. Бывало, проснется утром подвижница, а волосы примерзли к стене.

   Затем дети помогли построить дом. Завела пчел, корову, хозяйство.

   Тринадцать лет прожила в своем молитвенном подвиге простой мирянкой и вот пришло время принимать монашеский постриг. Двадцать второго марта 1991года, в праздник 40-ка Севастийских мучеников постриг митрополит Омский и Тарский Феодосий рабу Божию Веру в монахиню Варвару. Стала молиться матушка Варвара, чтобы Господь помог устроить монастырь недалеко от места ее трудов. А место под монастырь уже давно было выбрано.

   Шла как-то матушка с железнодорожной станции по проселочной дорожке к себе в скит, и вдруг ветерок донес со стороны необыкновенный аромат. Нашла ту поляну, откуда шло благоухание. А поляна вся усыпана ягодой необыкновенной величины и трава Богородская кругом. «Вот где стоять монастырю!» — подумала матушка. При строительстве обители ни одно деревце здесь не было спилено.

   Первый храм — часовня был построен руками самой матушки. Конечно, ей хотелось посвятить храм по обету святой блаженной Ксении, но владыка Феодосий освятил в честь ее небесной покровительницы – святой великомученицы Варвары. Затем был построен большой келейный корпус с трапезной и домовыми храмами в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» и святых Царственных Страстотерпцев. Начали строить и большой деревянный храм, очень хотелось матушке исполнить обет — построить храм в честь святой блаженной Ксении. Но Богу было угодно освятить большой храм в честь святого преподобного Серафима Саровского. «Ксеньюшка скромная, уступила место столпу русского православия батюшке Серафиму, а сама ушла вниз», — так говорила матушка Варвара. Нижний теплый храм освящен в честь святой блаженной Ксении Петербургской.

   Однажды заехал профессиональный фотограф в строящийся монастырь, сфотографировал матушку Варвару на фоне главного храма и вдруг на пленке над храмом проявился образ батюшки Серафима. Чудны дела твои, Господи!

   Как грибы после летнего дождя вырастают деревянные храмы – часовни на территории обители: в честь святителя Феодосия Черниговского, Казанской Пресвятой Богородицы, Спаса Нерукотворного, Святой Блаженной Матроны Московской, святого преподобного Сергия Радонежского, святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святого Илии Пророка, святых Праотцев, святителя Сильвестра Омского. В храме святителя Сильвестра стоит гроб, в котором находились мощи святого до того времени, пока их не переложили в новую раку в Успенском Кафедральном Соборе.

   Двенадцатого апреля 2006 года обители был присвоен статус монастыря. Свято – Серафимовский женский монастырь расположен на семи гектарах, имеет сад, огород, пасеку, скотный двор, сто гектаров пахотной земли. Монахини, послушницы и трудники выращивают фрукты, ягоды, овощи и зерновые культуры.

   Двадцать шестого августа 2006 года вокруг монастыря была проложена канавка Богородицы. «Теперь у нас малое Дивеево!», — радостно говорит матушка. И идут монахини и многочисленные паломники по Богородичной канавке и творят непрестанную молитву: « Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою…»

   Много гостей едут в новый монастырь из Омска и других краев и областей. Едут за помощью, за советом, кто-то желает потрудиться во славу Божию. Всех с любовью принимает матушка. Однажды приехала в монастырь благочестивая семья с отроковицей Ксенией. По обычаю, матушка сразу же усаживает всех за стол. Вдруг запрыгивает на лавку кот, кладет лапу на стол, мордочку на лапу, зажмуривает глаза и замирает в этой необычной позе. Округлились глаза у маленькой Ксении от удивления. « Не прогоняйте котика, наверное, молится скотинка», — улыбается матушка Варвара.

   Еще один удивительный факт: то место, которое выбрала матушка для строительства монастыря, оказалось не простым. Когда подняли архивные данные, выяснилось, что все близлежащие земли принадлежали Казанскому женскому монастырю, расположенному в городе Омске. На территории Свято — Серафимовского женского монастыря сто лет назад было подворье Казанского монастыря с храмом.

   На освященной земле стоит монастырь. Не случайно чистое сердце матушки выбрало это место. И не случайно тянутся к этому месту люди.

Петренко Лариса Георгиевна. Статья публиковалась в методическом пособии «Экскурсионно-паломнические поездки как средство духовно-нравственного воспитания».

Переход в начало страницы

Храм Серафима Саровского, р.п. Любинский

IMG_4711л_tn

Май, 2012 г.

   В некоторых деревнях, ныне входящих в Любинский район, до революции существовали православные храмы и приходы. Районный посёлок Любинский строился уже в Советское время, поэтому храмов здесь не было. Близость г. Омска и хорошее сообщение (ж. дорога, автошоссе) привлекло сюда много зарубежных миссионеров. Это Баптисты, Иеговисты, Пятидесятники и др..

   Одной из основательниц прихода была жительница райцентра Закусова Валентина Семёновна. Она занималась православным миссионерством: писала статьи в районную газету «Маяк», беседовала с людьми о вере в электричке, на работе в аптеке. Также она работала в церковной лавке Церкви Казанской иконы Божией Матери г. Омска, а потом и в Любино. Другая основательница- Степанида Ильинична Закружная была тяжело больна. Оформляя документы, она приехала к митрополиту Омскому и Тарскому Феодосию решить именем какого святого назвать храм. Владыка сказал: «Есть святой — Серафим Саровский. Он — великий помощник. У нас в епархии мало приходов названо его именем» (не дословно). Так приход получил имя своего Небесного покровителя.

   Администрация Любинского района помещение выделять не хотела. Позже, по просьбе верующих, было выделено здание по ул. Октябрьской под церковь (раньше там был финотдел, муз. школа). Оно было настолько ветхим, что в первый же день при освящении пасок провалился пол, рухнул потолок. На дверь повесили замок. Кто-то стал ездить в Омские храмы, кто-то молиться дома. Когда люди стали просить совершить крещение, отпевание и другие требы, тогда начали арендовать в актовый зал в КБО. Не так часто это было возможно, поэтому иногда служили акафисты, молебны, крестили на дому у Гладышевой Татьяны по ул. Первомайской. Священники приезжали по праздникам. Это о.Олег (Тыртышный), о.Алексий (Холмогоров), иеромонах Иона (Куцевалов) и другие.

   С. И. Закружная и В.С. Закусова неоднократно обращались в администрацию с просьбой выделить помещение под храм, но всё оставалось по-прежнему.

   В июле 1997 г. положительно к этому вопросу отнесся зам. гл. администрации по социальным вопросам Соснин В.Г. Видя засилие зарубежных сект, гл. администрации посёлка Фролова Г.И. неоднократно обращалась к решению этой проблемы Валентина Семёновна с Ириной Алексеевной собрали много подписей в пользу храма, с ними и пошли на приём к главе администрации района Никольченко В.А.. Но тот отказал в выделении помещения. Пришлось регулярно ходить к нему по этому вопросу. Наконец, он предложил два здания. Одно – по ул.40 лет ВЛКСМ, а другое — за линией ЖД. Первое здание раньше занимал детский сад «Петушок» и начальная школа. Валентина Семёновна выбрала это помещение, потому что оно находится в центре посёлка. В августе 1997 г. решением гл. адм. района Никольченко В.А. здание по ул. 40 лет ВЛКСМ было передано под церковь. Пока там никто не жил, Ирина Алексеевна и Валентина Галактионова по очереди ночевали в помещении, охраняя его.

   Всем миром, как могли и чем могли обустраивали и облагораживали его. Когда здание храма стало пригодно для совершения служб, Валентина Семёновна обратилась к Владыке Феодосию, с просьбой прислать священника в Любино. Владыка благословил о.Владимира Акимова в командировку на 1 год (с 1997 по 1998 г.). Пока в помещении было невозможно жить, о. Владимир жил у Валентины Семёновны на квартире. Когда же одна из комнат стала пригодна для жилья, о.Владимир поселился в ней с семьёй (впоследствии в этой комнате жили и другие священники).

   Первая служба на новом месте состоялась в праздник Преображения Господня. Служились молебны, акафисты, крещения, панихиды и отпевания, литургии не совершались — так как не было самого главного — «сердца храма» — алтаря. Первой старостой была Стефания Ильинична Закружная. Батюшке помогал шестилетний сын Миша. На клиросе помогала петь — Надежда Александровна Ситникова(учитель пения). Валентине Семёновне на свечном ящике помогали внучки- шестилетняя Нина и четырёхлетняя Кристина. О.Владимир да еще 1-2 помощника проводили реконструкцию помещения — пристроили алтарь. С Божьей помощью люди стали больше помогать, где-то побелить, где-то помыть. Нина Ивановна Лутонина очень долго следила за чистотой и порядком, стирала, пол мыла, украшала храм. Помогали также её сыновья — Евгений и Юрий. Сейчас Евгений Лутонин священник в Замелетёновском храме.

   Сердобольные люди помогали обустраивать церковь. Несколько раз выделялись деньги главой поселковой администрации Фроловой Г.И.. Чуть позже стали помогать пожертвованиями организации. Это КБО (директор Лымарь А.), хлебокомбинат (директор Крайзер Г.И) , любинский районный узел эл. связи (начальник Сидоров Ю). Пожертвованные деньги сразу же шли на ремонт храма.

   15 января 1998 г. первый раз отмечали Престольный праздник. Приезжал Владыка Феодосий. Состоялось освящение Престола. Прошел год.

Приехавший на службу Владыка объявил, что о. Владимира он переводит в другой приход. Потом в Любино священники стали часто меняться. Были о.Артемий, о.Дмитрий, о.Василий.

   25 декабря 1998 г., приехал о.Алексей (Тищенко) с матушкой Еленой. Матушка хорошо пела на клиросе, о.Алексей начал издавать Любинскую православную газету, а матушка Елена — корректировала, верстала. Валентина С. и Ирина А. ездили в дом печати забирать номера газеты. Также матушка Елена открыла Воскресную школу для детей.

   В 2001 г. по указу губернатора Л.К Полежаева, начали строить новый храм на ул. Пионерской. (На этом месте около 40 лет были детские ясли, затем была вечерняя общеобразовательная школа). В августе 2001 г. здесь установили закладной крест и освятили место под храм. 5 июля 2002 г. на освященном месте состоялся молебен на начало доброго дела, а также торжественная забивка первой сваи. На мероприятия приезжал губернатор Полежаев Л.К..

   Пожертвования на храм собирали всем миром.

   Через некоторое время о. Алексия перевели на другой приход. Указом митрополита Омского и Тарского Феодосия, настоятелем прихода в январе 2003 года назначен иерей Владимир Долгов. На прилегающей к старому храму территории продолжилось строительство жилого дома для священника и его семьи. Продолжали выпускать Любинскую Православную газету.1 Матушка Елена организовывала в Воскресной школе праздники для детей.

   Продолжалось строительство нового храма. Весной 2004 г. на нём освятили и установили купола. 1 октября 2004 г. состоялось его торжественное открытие и малое освящение, на котором присутвовал губернатор Л.К. Полежаев. Теперь службы стали проходить в новом храме. Но в зимний период из-за сильных морозов промерзли и отсырели стены. С наступлением тепла решено было провести косметический ремонт. Поэтому временно переехали в старый храм. После ремонта, в октябре 2005 года, в день Иверской иконы Божией Матери, состоялось повторное освящение храма.

   Промыслом Божиим Любинский приход носит имя преподобного Серафима Саровского. Известно, что ничего случайного в жизни нет, и за каждым событием стоит глубокий смысл. На станции «Любинская» совершилась остановка императора Николая. Она стала решающим моментом в судьбе царской семьи перед расстрелом в Екатеринбурге. Жизнь этой венценосной семьи тесно связана с преподобным Серафимом. В 1903 году именно по указу императора Николая II состоялось присоединению к числу святых Серафима Саровского.

Источник: сайт Любинского благочиния //l-blagochinie.cerkov.ru/

Переход в начало страницы

Церковь Серафима Саровского, р.п. Русская Поляна

храм_tn

Декабрь, 2008 г.

В гостях хорошо, а дома теплее

   Наш собеседник священник Иоанн Задесенский, настоятель храма в честь преподобного Серафима Саровского, р.п. Русская Поляна.

   – Батюшка, как вы пришли в священство?

   – Вопрос сложный и так быстро на него не ответишь… Родился я 15 октября 1935 года в Белгородской области. Детство прошло там. Окончил ремесленное училище и в 1954 году уехал сюда, в Сибирь, на целину. Трудился комбайнером, трактористом. Есть медали. Заочно окончил Целиногадский сельхозинститут, работал учетчиком, агрономом отделения, главным агрономом совхоза.

   Когда-то в Русскополянском районе были храмы – в Степановке, Новосанжаровке и в Голубовке, потом их разорили. Понимаете, какое-то волнение в душе было: вот бы церковь построить в Русской Поляне. Когда приезжал в Омск, заходил в храм на Тарской, был и в Казачем соборе, приезжая на родину, в Белгород, тоже посещал храмы.

   Родители мои были люди верующие, простые. В детстве, помню, мать водила меня на причащаться, особенно на Пасху. Когда это вспоминаешь, – в умиление приходишь. Воспоминание из далеких времен всегда такое близкое, родное. В нашем райцентре Чернянка на Белгородчине было две больших церкви, их потом разломали. А уже после войны под церковь было приспособлено здание, домик небольшой.

   – То есть, вера ваша с детства идет?

– Конечно, а как же.

– Батюшка, и все же, с чего начиналась церковь в Русской Поляне?

   – А вот с чего. Как-то приехал к нам глава областной администрации, который и ныне действующий, ? Леонид Константинович Полежаев, дай Бог ему здравия! Было его предвыборное выступление, и кто-то в зале задал вопрос: почему в Русской Поляне нет храма? И он ответил: храм нужен, поэтому подавайте обращение, собирайте подписи, решайте с районной администрацией вопрос с помещением. Это было в середине 90-х годов. Организовался актив. Но этот актив слабо действовал, и у меня появилось желание помочь. Взял списки, обращения, постановления и поехал в Омск. Священники на Тарской посоветовали мне обратиться к владыке Феодосию. Я выбрал день, нашел дом владыки – на ул. Успенской, постучал, мне открыли. Я, немножко смущаясь, обратился к владыке, мол, благословите – у меня вот есть вопрос-просьба: вот документы собираю для открытия храма в Русской Поляне. Владыка так обрадовался, с улыбкой удивленно воскликнул: «Русская Поляна! Да ты посмотри, Русская Поляна проснулась, сколько лет я думал, что там никогда ничего не будет». В общем, благословил. Сказал, какие документы надо подготовить. Поехал я домой, собрал людей, подготовили необходимые документы, и – опять к владыке:

   – Владыка святый, вот привез, документы готовы.

   Он посмотрел.

   – Что тебе еще надо? – и ласково смотрит на меня.

   – Так надо ж батюшку нам теперь…

   – Так правильно, ты и будешь батюшкой, – говорит спокойно владыка.

   А меня в жар бросило, от неожиданности не знаю, что делать. Получить такое благословение от владыки… В душе все бурлит, понимаю свою греховную жизнь, как мирской человек, свои недостоинства, далек был от веры, от церкви, и главное годы, время, – пенсионный возраст. Но тут, правда, другие батюшки были, поддержали меня: ты отец, не теряйся, надо давать согласие, потому что людям надо помогать. Владыка мне и говорит:

   – Не теряйся, не пугайся – мы тебе поможем. Теперь езжай домой, иди в администрацию, проси помещение. Потом тебе надо послужить со мной, поучиться некоторое время.

   Вот это и было мое духовное училище. Я служил с владыкой во многих епархиальных храмах. В Тару ездили. Кстати, там я и был рукоположен, это было 29 августа 1996 года на Спас Нерукотворный. Был я чтецом, и иподьякон, и дьяконом, экстренно все прошел. Служил с владыкой во многих храмах до конца октября. Дал он мне направление в Русскую Поляну, командировочное удостоверение. Через какое-то время передали верующим в безвозмездное пользование здание, где когда-то был универмаг, потом ? зал бракосочетания, и еще что-то. Здание, конечно, было в запущенном состоянии. Не знал с чего начинать. На улице минус 30 было, а в здании минус 35, все разморожено. Я пришел, повесил три иконы маленькие, они и сейчас висят, – иконы Спасителя, Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Начали потихоньку с прихожанами восстанавливать. И весь 1997 год только этим и занимались.

   Я мало ездил в город, только на исповедь, на причастие. Владыка спрашивает, когда ты уже пригласишь меня на освящение храма. Сначала полушутя, а потом – строго: «Целый год, как я тебя назначил, а ты ни слуху, ни духу, ты что там делаешь?». «Ну, владыка, потихоньку делаем, готовимся» – отвечаю.

   И вот мы пригласили владыку на освящение 15 января 1998 года – в день памяти преподобного батюшки Серафима Саровского. Но в этот день, к нашему неудобству, выдался мороз градусов 35. Автобус, на котором ехал владыка с певчими и со священниками, в дороге сломался. Слава Богу, его быстро отремонтировали, но люди, конечно, замерзли. Приехали, а наш храм слабо отапливается, по сути, – из холода в холод.
Но мы подготовились хорошо, подмели, покрасили, ковры постелили, снаружи побелили, сделали алтарь, закупили иконы, рулонные, большие, поместили их в рамки. Когда владыка приехал, говорит: «Ну ты и хитрый отец Иоанн, ты посмотри, что сотворил, а я думаю, что он там делает». Владыке и всем остальным наш храм понравился.

   И вот служба началась. После Божественной литургии и освящения ? крестный ход, мороз 35 градусов. Владыка в своем облачении с крестом, а рука голая. Три круга пройти на таком морозе – да еще и ветерок, – непросто. А ему – хоть бы что. И здесь случилось чудо: люди во время крестного хода увидели на небе три креста сияющие. Вот такое чудо случилось: не было храма и стал храм.

   – Приезжал ли к вам владыка еще?

   Владыка был у нас три раза: на освящение; приезжал с иконой Почаевской Божией Матери в 2001 году, и третий раз на установку Креста и закладку камня на строительство нового храма в 2005 году. Русскополянцы всегда рады видеть нашего архипастыря. Мы благодарны, что он благословил наш храм в честь преподобного Серафима Саровского, – великого Российского молитвенника. Рускополянский храм в области был первым назван в честь этого святого. Мы верим, – по молитвам к этому святому, по его ходатайству пред Богом, у нас в школах ведется факультатив «Основы православной культуры», в детском доме села Бологое покрестили детей, на кладбище построили добротную часовню, больше людей стало ходить в церковь, в ближайшее время собираемся со всех четырех сторон оградить поселок православными крестами. Слава Богу за все.

   – Батюшка, вы когда-нибудь отдыхаете?

   – Конечно, отдыхаю.Обычно осенью, после покровских праздников, я еду в отпуск. Дней на 20 уезжаю. У меня в Москве сестра живет старшая. А потом сутки примерно от Москвы ехать на Белгородчину, там тоже близкие родственники – племянники, сродные братья, сестры. Ходим на могилки, посещаем кладбище, молимся. Сейчас там отстроили церковь на месте разрушенного, поэтому я всегда служу. Там монастырь есть, где служу дня два-три. В Москве в храмах служу. Закупаю кое-какие книжечки, иконы, что-то из облачения покупаю, в общем, все, что полезно для церкви… И всегда с нетерпением спешу домой, в Русскую Поляну, в свой родной храм. Что ни говори, а дома теплее.

С батюшкой беседовал Геннадий Владимирский
Газета «Благовещение», январь 2009 года

Переход в начало страницы

Храм Серафима Саровского, р.п. Седельниково

DSC_0006_tn

   Первый храм в Седельниково в честь Святой Троицы был построен в 1871 году. Небольшая деревянная церковь не вмещала всех прихожан и поэтому в 1906 году был построен новый деревянный храм в честь пророка Ильи, богослужения в котором совершались до 1936 года. Храм был закрыт, сейчас в помещении находится музей. Приход был возрожден в 1990 году. Богослужения совершались в приспособленном под храм помещении. В 1999 году началось строительство нового храма в честь преподобного Серафима Саровского. Храм был освящен 23 октября 2007 года митрополитом Омским и Тарским Феодосием.

Источник: сайт Седельниковского прихода

 http://sedelnikovo.prihod.ru/

Переход в начало страницы


Свято-Серафимовская часовня, с. Вятка Усть-Ишимского р-на

IMG_2242_tn

Август, 2011 г.

   Возрождение Вятской обители началось в 1996 году. Весной Митрополит Омский и Тарский Феодосий благословил иерея Сергея Загребельного (ныне епископа Савватия) на восстановление храма в честь Василия Блаженного в селе Вятка. От села осталось два дома местных жителей и деревянная церковь со следами обветшания и разрушения. С тех пор постоянно в обители проживает 5-7 человек.

  Осенью 1996 года в небольшом деревенском доме была устроена зимняя церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

   В 2004 году построена небольшая церковь в честь Новомучеников Омских явленных и неявленных, а в 2006 году – деревянная часовня в честь преподобного Серафима Саровского.

   В апреле 2005 года Вятская обитель приобрела статус северного скита Свято-Никольского монастыря с. Большекулачье.

Источник: сайт Тарской епархии http://tara-eparhiya.ru/

Переход в начало страницы

Серафимо-Алексеевская часовня, г.Омск

Chasovhya_8_tn

Декабрь, 2012 г.

   В 1907 г., желая выразить патриотические чувства верноподданных граждан к своему монарху и увековечить в Омске радостное событие в царской семье у Железного моста омичи построили каменную часовню в честь рождения наследника российского престола Алексея Николаевича. Её назвали в честь преподобного Серафима Саровского и наследника цесаревича Алексея. Внутри часовни были установлены доски с именами погибших в русско-японскую войну. В 1928 г. часовню снесли решением президиума Омского горсовета. Восстановили её в 1994 г.

Переход в начало страницы

Икона с частицей мощей преп. Серафима в Свято-Никольском Казачьем Соборе, г.Омск

Свято Ник Соб Омск сень преп_tn

   По обеим сторонам от центрального иконостаса собора расположены сени для хранения резных икон с частицами мощей: Преподобного Серафима Саровского и Святителя Феодосия Черниговского. Для общего доступа иконы выносятся на вечернем богослужении в дни памяти преподобного Серафима Саровского (15 января и 1 августа по новому стилю) и Святителя Феодосия Черниговского (18 февраля и 22 сентября по новому стилю).

Источник: сайт Свято-Никольского казачьего Собора г.Омска

http://nikolo-kazachi-sobor.ru/

Переход в начало страницы

Храм св. Серафима Саровского, с.Рагозино Седельниковского р-на

SAM_0172_tn

Февраль, 2012 г.

В честь угодника Божьего Серафима

   В 45 километрах от Седельниково, в центре села Рагозино, в окружении вековых елей стоит старая деревянная церковь. Рагозино было основано в начале XIX века. Вначале это была летняя заимка крестьянина Рагозина, которую он основал для ведения хозяйства, а затем перебрался туда на постоянное жительство. По фамилии основателя деревня и получила свое название. Сельское хозяйство было основным занятием местных жителей. Каждый крестьянин сам подыскивал себе участок, раскорчевывал его и пахал столько, сколько мог, земли хватало всем.

   Местные жители были русские крещеные православные люди. Ближайшая церковь была всего в 15 километрах от Рагозино, в селе Кейзесс. Но крестьяне хотели иметь храм в своем селе. В 1903 году они обратились в духовную консисторию с прошением о строительстве храма за казенный счет, но им было отказано. Консистория предполагала построить храм на казенные средства в более отдаленном поселке – Саратовка. Тогда местные жители решили построить церковь за счет собственных средств. К тому времени Рагозино было старожильской деревней с достаточно зажиточным населением. В 1902 году здесь была основана крупная маслодельная артель, которая производила до 1400 пудов масла в год. Кроме того, в Рагозино на реке Уй была самая крупная в округе водяная мельница.

   В 1904 году местные жители заготовили лес, а в марте 1905 года строительным отделением при Тобольском Губернском Управлении план Рагозинской церкви был утвержден, и консистория разрешила строительство. Благочинный священник Павел Игнатьев освятил место под строительство.

   Храм строился усердием крестьянина Федора Николаевича Лоскутова, имевшего в Рагозино свою маслобойню. Много лет он был старостой Свято-Никольской церкви села Кейзесс, за заботу о благоукрашении которой был отмечен епархиальным начальством. Его родной брат, Михаил Лоскутов, имевший в Седельниково торговую лавку и маслозавод, был старостой Седельниковской церкви.

   Храм был рублен из лиственницы, с колокольней, на каменном фундаменте, крытый железом. В 1907 году строительство храма было завершено, и он был освящен в честь новопрославленного угодника Божьего преподобного Серафима Саровского…

   Революционные преобразования в России затронули все стороны жизни общества, в том числе и Церковь. В январе 1918 году был принят декрет «О свободе совести», известный как декрет об отделении Церкви от государства. Запрещалось религиозное просвещение и обучение, только родители могли обучать религии своих детей. Любая деятельность духовенства вне храма рассматривалась как религиозная пропаганда, которая была запрещена.В начале 30-х годов большинство священнослужителей подверглись репрессиям – отбывали ссылку, тюремное заключение, многих расстреливали. Не обошла эта участь и священнослужителей Рогозинской церкви.

   В 1932 году за неуплату налога был арестован и осужден на 3 года ссылки и священник Рагозинской церкви Петр Шарапов. Вместе со священником были арестованы псаломщик Алексей Павлович Евдокимов и церковный староста Михаил Андреевич Сергеев. 15 августа 1937 году священник П. Шарапов и псаломщик А. Евдокимов были расстреляны в омской тюрьме.В августе 1931 года был арестован псаломщик Рагозинской церкви Федор Демидович Дракин, крестьянин-единоличник.

   В сентябре 1937 года был арестован псаломщик Рагозинской церкви Николай Захарович Кравченко по обвинению в том, что является противником Советской власти и коллективизации, разлагает трудовую дисциплину в колхозе, а также «ведет активную агитацию с целью наваждения религиозного дурмана среди колхозного населения». 1 ноября 1937 года он был расстрелян в Таре.

   В июле 1937 года в деревне Петропавловка Рагозинского сельсовета был арестован священник Прокопий Карпович Кобышко. В июле 1937 года священника П. Кобышко арестовали, 10 сентября 1937 года батюшку расстреляли в Таре. Вместе со священником были расстреляны церковный староста Степан Балашенко и крестьянин Матвей Журавлев.

   Согласно справке Рагозинского сельсовета, от мая 1939 года, здание церкви по прямому назначению не используется, церковного совета не существует с 1934 года, помещение находится в ветхом состоянии и требует ремонта. В здании храма сначала разместили приемный пункт заготзерно – ссыпали хлеб. Затем здание отремонтировали и разместили там клуб. В ходе ремонта были разобраны купол и колокольня. После постройки в Рагозино нового клуба в здании церкви был сначала разместили детский сад, а после библиотеку. В 1998 году в Рагозино закрыли центральную котельную, здание церкви осталось без отопления, а библиотеку перевели в другое помещение.

   В 2000 году здание Рагозинского храма передали Церкви, был зарегистрирован приход и назначен священник – о. Дионисий Романчук. Здание церкви нуждается в капитальном ремонте, приход малочисленный – в с. Рагозино проживает всего 560 человек. Жилье священнику предоставили малопригодное для проживания. Батюшка с помощью прихожан навел в храме порядок. Были приобретены две печки, заготовлены дрова на зиму. Изготовили престол, жертвенник и иконостас, начали служить Божественную литургию. Но через год по семейным обстоятельствам отец Дионисий был переведен в другой приход.

В настоящее время в с. Рагозино священника нет, здание церкви стоит пустующее. Несколько лет назад в Рагозино прошел крупный град. Во многих домах были выбиты стекла, но церковь не пострадала, так как она расположена в окружении вековых сосен и елей. После этого местные жители вытащили рамы вместе со стеклами, был разобран пол.

   Рагозинский храм безмолвный свидетель целой эпохи. Построенный в начале XX века трудами, жертвами и молитвами простых крестьян, храм многое повидал на своем веку. Он был построен в годы столыпинской аграрной реформы, когда крестьяне-переселенцы осваивали необъятные просторы Сибири. Храм пережил революцию и гражданскую войну, НЭП и коллективизацию, военное лихолетье, разруху и послевоенные годы, распад Советского Союза. Господь сохранил Свой храм. Но к сожалению, местные жители за годы советской власти привыкли жить без церкви, поэтому сегодня храм стоит заброшенный. Переживет ли храм наше равнодушие? Прошу тебя, дорогой читатель, помолиться о помощи Божией. Надеюсь, что найдутся добрые люди, которые помогут вернуть храм к жизни, и в нем снова зазвучит молитва.

Священник Сергий ЧЕРКАСОВ, настоятель храма в честь Серафима Саровского с.Седельниково, газета «Благовещение», апрель 2012 года

***

   В настоящее время прихожанами прихода преп. Серафима Саровского с.Рагозино проводятся восстановительные работы. Начинание это уже поддержано на уровне местной власти, не мало людей участвует в этом благом деле.

   В 110-летие прославления преп. Серафима Саровского, 1 августа 2013 г. состоялся первый престольный праздник после долгого перерыва. Давно не видела рагозинская земля столь прекрасного и светлого праздника.

    – «Как возрождается дух Ваш, так возродиться должен и храм Ваш. Он один из немногих, сохранившихся в Омской области со времен постройки, в вашем же районе – единственный, оставшийся на своём месте», – с такими словами обратился к пастве после богослужения епископ Муромцевский и Калачинский Пётр.

   Пока в с. Рагозино священника нет, но каждую неделю здесь настоятелем храма в честь Серафима Саровского с.Седельниково иереем Сергием Черкасовым проводятся воскресные службы.

   Рагозинский храм не один раз удостаивался принятия частиц святых мощей: великомученика Георгия Победоносца, преподобного Ильи Муромца и праведного Федора Ушакова, а так же святителя Николая Чудотворца.

   Может, быть заступничество православного святого, а также истинная вера в Бога помогла рагозянам, которые по вечерам ремонтировали здание церкви, порушенное в советское и добитое в постсоветское время.  Прихожане верят, что скоро вновь раздастся звон колоколов. Ведь как рассказывают старожилы села: «…Звон колоколов доносился до самой Саратовки».

Переход в начало страницы

 

 

Просмотров: 6764