Материалы о жизни на приходах в районе

 Мнение авторов статей и редколлекгии прихода могут различаться.

Культурные вести. Выпуск №7

Духовное возрождение общества

DSC03514_tn   28 июля 2013 года в России отмечалось 1025-летие Крещения Руси и 25-летие возрождения Русской Православной Церкви. В православном календаре этот день приходится на День памяти святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. По инициативе Русской Православной Церкви при поддержке Правительства и Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации праздник получил государственный статус. Признание Дня Крещения Руси является свидетельством бережного отношения к прошлому, стремления к духовному единению народов, укрепления сотрудничества государства, Церкви и общества.

   1025 лет отделяют нас от события, значение которого трудно переоценить. Ведь не будь его, наша история, язык, традиции, геополитическая карта, словом, всё, что составляет нашу жизнь, могло бы быть другим.

   28 июля в районном Доме культуры прошла тематическая встреча, посвященная юбилейной дате Крещения Руси и 110–летию прославления преподобного Серафима Саровского, имя которого носит любинская церковь. Показ краткометражного фильма освежил память участникам мероприятия об исторических событиях Киевской Руси 988 года.

   Сегодня трудно оценить, как произошёл переход от язычества к христианству в сознании самого Владимира, но этот выбор князя ознаменовал собой решительный поворот всей отечественной истории. Язычество и сегодня живёт в мировоззрении, традициях, фольклоре нашего народа. Оно не ушло, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную окраску. Весь народный календарь переплетается с православными праздниками или событиями. Фольклорно–этнографическое объединение «Врабий» Любино-Старожильского сельского Дома культуры окунуло всех зрителей, присутствующих на тематической встрече, в то время, когда все каноны крестьянского календаря тщательно соблюдались. В исполнении этого замечательного коллектива прозвучало несколько фольклорных произведений, записанных от старейших жителей Любинского района и Омской области. Присутствующие узнали, что каждой песне отведено своё время в народном календаре. Например, пост — это то время, в котором веселию нет места, это время молитв и самовоспитания. Но наш русский народ без песни не мог жить ни дня, и поэтому в пост пели духовные стихи, в коих отражалась безграничная тоска по небу.

   DSC03526_tnКогда – то эта тоска коснулась и самого князя Владимира, после чего он сделал свой выбор. Присутствующий на встрече Отец Владимир (Долгов) подчеркнул не только значение данного события, произошедшего 1025 лет назад, но и значение события 25 летней давности как второго Крещения Руси, события, когда начали открываться по всей стране храмы, началось духовное возрождение общества. И как сказал профессор Московской духовной академии, светский и церковный ученый, историк Андрей Кураев: «Очень хочется, чтобы сегодня тоска по человечности, тоска по чистоте, тоска по тому, чтобы стать на ступеньку выше, посещала как можно больше людей у нас в России и по всему миру!»

   Завершилась тематическая встреча чаепитием за общим столом.

 

   Работники районного Дома культуры от всей души благодарят за помощь в организации мероприятия предпринимателя Владимира Леонидовича Коробова, Любинское местное отделение партии «Единая Россия» в лице Татьяны Ивановны Бернатонис, Любинскую местную общественную организацию «Всероссийское общество инвалидов» в лице Сергея Васильевича Гончаренко, Любино – Старожильское фольклорно-этнографическое общество «Врабий».

Елена Лёвочкина, руководитель центра «Кладезь»

 

Православная газета «Благовещение» №2 (124), февраль, 2013 г.

ДУХОВНОЕ САДОВОДСТВО

   Почти 40 лет занимается в Омске садоводством Михаил Ануфриевич Ломейко. В результате он самостоятельно опытным путём научился выращивать персики, абрикосы, черешню, виноград и многое другое, в том числе и огромные арбузы. А через это благое дело он выращивает в душах людей семена православной веры. Как? Об этом наш рассказ.

Алычеводы

 IMG_3247_tn  — Первым моим учителем по садоводству был мой отец – по образованию биолог, — рассказывает Михаил Ануфриевич, — Он всегда уговаривал меня учиться на агронома, но тогда молодёжь увлечена была стройками коммунизма, и я выбрал профессию строителя. Садоводством я заинтересовался только в семидесятые годы, когда надо было думать, чем семью кормить. Получил отрезок земли и так увлёкся этим делом, что и к строительству потерял интерес.

   Вот уже пять лет омский садовод проводит бесплатные занятия православного клуба садоводства «Алычевод», обучая омичей технологии выращивания алычи и иных косточковых – винограда, груш, черешни и других растений. Алыча занимает особое место в его жизни. Во время своей службы на Кавказе он по достоинству оценил это удивительное растение.

   — Три года я пасся на горной алыче, — вспоминает садовод- любитель, — и тогда уже задался целью, если Бог даст, то и у нас в Сибири попробую вырастить алычу. Она сладкая, сочная и гораздо полезнее сливы. За двадцать лет работы с ней мне удалось акклиматизировать её и вывести сорт незамерзающей и неукрывной алычи. Долго у меня это не получалось. Сколько я молился о ней, уже и бросать это дело собирался, и только с помощью Божией появились наконец-то на свет долгожданные сорта. Один из них вырастает до двух метров, при урожайности до пятидесяти килограмм плодов с куста. Есть и более компактные сорта. Цветёт алыча очень красиво и начинает своё цветение раньше всех. На ветках одни розовые цветы, листья появляются позже.

   Пять месяцев, с ноября до марта включительно, приходят садоводы, на встречи клуба, которые проходят в здании аграрного техникума, на улице Партизанской, за органным залом, во вторую и четвёртую субботу каждого месяца, с 11 часов утра. Там же лет 15 лет назад Михаил Ануфриевич читал лекции от областного союза садоводов. Тогда и появилась у него идея создания православного клуба садоводства. — По списку у меня в группе 200 человек, — говорит он, — на следующий год запишутся другие. Посещаемость свободная, поэтому приходит обычно человек по тридцать – сорок. Иногда их сложно разместить в обычной аудитории, и я очень надеюсь, что когда-нибудь при епархии появится помещение, где мы могли бы проводить занятия не только с садоводами, но и с цветоводами, с овощеводами, и с пчеловодами.

О райском саде души

   — Организовали мы православный клуб садоводства, прежде всего для того, чтобы среди людей хотя бы в таком виде велась просветительская работа, по ознакомлению с Православием, — рассуждает Михаил Ануфриевич. — Я не очень-то стремился к этому и даже пытался бросить лекционную работу, но чувствовал, что Господь вновь и вновь возвращает меня на этот путь, чтобы более целенаправленно работать с людьми, и через садоводство приближать их к Православию. Они не идут в храм, но мы идём к ним через садоводство, и постепенно наблюдаем процесс их воцерковления. На наши занятия приходят даже мусульмане и католики, слушают спокойно и со вниманием, и только сектантам и атеистам у нас неуютно, их как будто кто крутит, они то краснеют, то бледнеют. Иногда на первых занятиях бывают и недовольные, а потом они наоборот, говорят: «Как хорошо, что Вы нам всё это объяснили! Мы и не догадывались, что это так полезно!» Михаил Ануфриевич говорит о том, что позже, в процессе учёбы многие понимают, что по мере их прихода к Богу, повышается не только урожай в саду, но и уровень их духовной жизни. Замечает он и то, что на занятиях клуба люди учатся, прежде всего, возделывать сад своей души, и только тогда им удаётся вырастить сад на земле. Насколько человек стремиться к святости, настолько он может сделать свой сад райским, где ни курят, не пью, не сквернословят. Он и в жизни наблюдал, как у благочестивых людей в саду всё растёт хорошо, а у других мало что получается, видел он, как мешает успешной работе потребительское отношение к жизни, как необходимы людям такие евангельские добродетели, как доброта, смирение, умиротворение и незлобие. Для большего понимания этих истин планирует Михаил Ануфриевич и паломническую поездку со своими садоводами в Свято-Серафимовский монастырь, к игуменье Варваре. Не раз приезжал он к ней за вразумлением и знает, как открыта она к людям, как беседует с ними и общается.

Через труды — к Богу

  Исходя из всего этого, занятия в клубе начинаются и заканчиваются молитвой. Первый час влевобережного Христорождественского собора. Он выпускник Омского духовного училища, и аграрной академии, специалист по зоотехнике и пчеловодству. Контактный и общительный, он читает лекции с ноября месяца, объясняя всё очень терпеливо и доходчиво.

   — Наша встреча с Михаилом Ануфриевичем – это явный промысел Божий, — рассказывает Константин, — потому что познакомился я с ним на православной выставке, где он демонстрировал свой урожай плодовых, и угощал всех своим виноградом. Люди очень хорошо воспринимают наши беседы, они хотят духовного, и хотя времени у них много, но всё-таки многим из них некогда ходить в храм, а через садоводство им проще просвещаться. Они стремятся к образованию и слушают с удовольствием, а что не понятно – спрашивают. Причём вопросов – море, и чувствуется, что им это интересно. После запланированного часа, я часто беседую с ними ещё минут двадцать. Вижу, что им захотелось быть в этой среде, и в следующий раз они могут прийти в храм на праздник, а потом, вполне возможно, захотят помочь в храме, и так, постепенно может быть и поймут что для них вера, и войдут в ритм церковной жизни.

Летний дождь как манна с неба

   Многих людей Господь вразумляет, когда обращаются они к Нему за помощью.

   — Лет двадцать назад получил я на шестьдесят шестом километре землю, как оказалось, просто отвратительную, – рассказывает Михаил Ануфриевич. – Толщина плодородного слоя там была всего 15 сантиметров, а дальше шла глина. Первые два года картошки там вырастало мало, и была она очень мелкая. Жена мне тогда сказала: «Сам канителься, а нога моя сюда больше не ступит! Я это дело бросаю!» Решил я действовать сам, привёз со скотного двора навоз и удобрил землю, но видимо Бог ждал от меня не только земного усердия. Случилось так, что и лето в этом году выдалось чрезвычайно жаркое, дождей не было, всё засыхало, и дачники, вспомнив свои зачаточные знания о Боге, не дождавшись милости от природы, пришли ко мне за помощью. — «Ты что себе думаешь, поп ты наш названный», — обратились они ко мне, намекая на мою бороду и веру, – «Надо же крёстный ход организовывать, дождь вызывать!» Я, каюсь, сначала отказался — засомневался, вдруг Господь по грехам нашим не поможет нам, и я только Церковь скомпрометирую в глазах людей. Они тогда второй раз пришли ко мне, мол давай, действуй, сколько раз тебя можно просить? Тогда я поехал к священнику Алексею Тищенко, в то время настоятелю Любинского храма преподобного Серафима Саровского. Рассказал ему всё, и он велел собрать с каждого участка хотя бы символическое пожертвование, кто сколько может, хоть по 5 рублей. Как говориться, не корысти ради, а для того, чтобы они почувствовали себя участниками этого дела. Обошли мы с помощниками сто шестьдесят участков, собрали деньги, и в назначенный день смотрим, едет к нам целый кортеж машин – впереди священник с матушкой, затем ещё три священника с матушками и певчие. Привезли они с собой и хоругви, и старинные иконы. Одну из них — большую богородичную икону мы несли тогда вдвоём с мусульманином. Только молебен начался, смотрим, на чистом, ясном небе завязалась маленькая белёсая тучка, а за ней и другие. Вскоре небо потемнело, и когда мы начали обход посёлка, пошёл тёплый, крупный, летний дождь, который не заканчивался все два с половиной часа, пока шёл Крестный ход. По его окончании батюшка сказал нам: «По молитвам вашим и дано вам! Вот теперь дожди у вас будут!» И точно, ночью небо опять затянуло тучами, и снова пошёл дождь! В тот день часть дачников пригласили батюшку освятить свои участки, и я в том числе, и урожайность картошки на моём участке повысилась в три раза!!! Той осенью я накопал с шести соток 450 вёдер отличной крупной картошки и потом вывозил её с дачи КамАЗом! Но те, кто потом брал эту картошку на семена, такого урожая уже не получили.

Колорадский жук околел

   В то лето даже колорадского жука у меня на моём участке не было, хотя у соседей его хватало. Так было четыре года, а потом он и ко мне прилетел. Никакие химикаты не помогали, отца Алексея уже перевели на другой приход, и я обратился за помощью к священнику Димитрию Олихову. Он отслужил молебен с водосвятием мученику Трифону и священномученику Харлампию, освящённую воду от молебна я добавил на даче в бочки с водой, и трижды опрыскал все кусты картошки. Через два дня приезжаю и вижу — все жуки и личинки засохли и лежат на земле, а на соседних участках жуки так и порхают как прежде. Садятся и на мои кусты, но тут же улетают, им здесь не климат!

   Давно понял Михаил Ануфриевич, что когда человек с Богом, то не страшны ему никакие трудности. Поэтому лет 5 назад он издал сборник молитв «Урожай растит не земля, а небо», которые помогают садоводам и огородникам в их труде.

   Кроме того, четыре года назад он с помощью Божией в 23 километрах от Омска, в небольшой деревне Камышловского совхоза основал православную общину, с помощью которой можно было бы возвести храм «Спорительница хлебов», разбить сад с огородом, построить просфорную, пекарню, трапезную, богадельню и дома для общины.

   Пока в пустующем здании местной школы организован приход в честь иконы Пресвятой Богородицы именуемой «Спорительница хлебов», чтобы спорилось Божие дело. Рядом, в пятистах метрах от железной дороги, на остановке семьдесят второй километр построен храм-часовня во имя иконы «Неупиваемая чаша», а на месте закладки будущего храма иконы «Спорительница хлебов» установлен поклонный крест, у которого молятся Пречистой, чтобы помогла Она общине и всем труженикам в их нелегких, но спасительных земных трудах.

Елена СУХОМЛИНОВА

Объявление

   Бесплатные занятия по садоводству для всех желающих в здании аграрного техникума, с ноября по март включительно, во вторую и четвёртую субботу каждого месяца, с 11 часов утра. ( Улица Партизанская 8, за Органным залом). Номер аудитории спрашивать на вахте.

Районная газета «Маяк» № 4 (9900), 1 февраля 2013 г.

Омовение «живой» водой

Крещ Маяк 13 г_tn   19 января все православные отмечали Крещение Господне. По древней традиции многие верующие окунаются в прорубь. Считается, что вода в этот день имеет особую чудодейственную силу и исцеляет от разных недугов. В Любинском районе купание состоялось на старице в Красном Яре и на водоёме возле базы отдыха «Политотдел».

   В Политотделе верующие крестным ходом прошли к проруби. Отец Владимир совершил чин освящения воды, прочитал молитву и троекратно погрузил в неё крест. Затем погружались в воду желающие.

   По народному календарю праздник отожествляется с морозами, но температура воздуха в этот день не превышала -20 градусов. И все же, чтобы окунуться в воду, нужно иметь настоящую веру.

   — Вода просто замечательная, — поделился впечатлением Анатолий Владимирович Мурженко. — После купания ощущаешь, как тело наполняется бодростью, силой и здоровьем. Ни разу не болел, поэтому верю, что вода в этот день становится живой. Ну а те, кто не решился окунуться в ледяную воду, омывали лицо крещенской водой, набирали в емкости, чтобы весь год ею пользоваться.

Еженедельник «Любинские вести» №2, 16.01.13 г.

Возрождение традиций

Рождественская мистерия

13 стр_tn    Вступил в свои права 2013 год. Новый год, новые надежды, вера в торжество любви и справедливость. С приходом нового года христианский мир встречает праздничный цикл святок, которые продолжаются от Рождества Христова до крещенского сочельника, то есть 12 дней. Как поётся в известной красивейшей колядке «Да придут до дому три праздники в гости, радуйся, ой радуйся земле, Сын Божий народился».

    Была такая традиция, в эти святые вечера разыгрывать вертепные представления. Вертеп не только спектакль, представление театра кукол, но и особая конструкция театральной ширмы в виде многоэтажного ящика. В этом ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия. Возникнув где-то в глубинах 16 века, вертеп, пройдя от Польши к России, через Украину и Белоруссию за три века существования остался почти неизменным: тот же сюжет и те же действующие лица, освящённые Священным Преданием. Тот же текст, без изменений включивший в себя слова и интонации всех языков, по землям которых прокатился на восток вертеп.

    Идею создания такого театра у нас в посёлке активно поддержали и воплотили в жизнь участники детского театрального коллектива «Прабабушкины сказки» ЦТНК «Кладезь». Пока другие дети отдыхали во время зимних каникула наши юные вертепщики ходили на репетиции, помогали собирать реквизит и ездили по району со спектаклем.

    Совместно с театральной студией «Эксперимент» Дома детского творчества (руководитель Л.А. Якунина), настоятелем храма Преподобного Серафима Саровского священником Владимиром Долговым, воскресной школой, фольклорно этнографическим ансамблем «Здравствуйте!» ЦТНК «Кладезь» мы организовали и провели рождественское представление в Любино, Казанке, Боголюбовке, Новокиевке, д.16 Партсъезд, п. Камышловском. Данные мероприятия прошли в рамках районной программы «Патриотическое и духовно нравственное воспитание подрастающего поколения» районной секции духовного и нравственного воспитания школьников. Так сложилась совместная работа специалистов культуры, образования и представителей духовенства.

13 стр-2_tn    Хочется выразить благодарность участникам проекта, учащимся 5 — 6 классов Любинской СОШ №1: Малаеву Кириллу, Парфёновой Алине, Пуникову Владу, Симененко Марине, Лягушникову Илье, Жарковой Ангелине, Лёвочкину Ивану, Гаммермайстер Кате, Вергелюк Карине; учащимся 3-4 классов Любинской СОШ №2: Яловой Ксении, Грачёву Саше, Гембель Жене, Дорофтеевой Даше, Елисеевой Маше, Романовой Регине, Шарай Ангелине, Романову Степану, Адеулову Георгию, Гавришеву Саше, Бурлаковой Анастасии, Дынер Ксении, Камф Арине.

    Дети – наше всё! И если они будут знать и почитать традиции своих предков, то наш мир станет намного чище, лучше и справедливее! Любви всем, здоровья и благополучия, с праздником!

Е. Лёвочкина, руководитель ЦТНК «Кладезь»

Еженедельник «Любинские вести» № 49, 12.12.12 г.:


«Матушка Русь»

 DSCN1842_tn  В настоящее время мы все больше возвращаемся к своим корням — неиссякаемому источнику народной мудрости, житейского опыта и духовной нравственности. Тем более отрадно сознавать, что есть люди неравнодушные к народной культуре, увлеченные возрождением традиций и обычаев. К таким подвижникам можно отнести и гусляра Наталью Карпачёву. Забытым искусством игры на гуслях она овладела сравнительно недавно. Своим учителем считает гусляра Дмитрия Парамонова, с которым познакомилась в этно-фольклорном лагере «Богатырская застава». Первые гусли для Натальи Станиславовны были изготовлены тоже им.

   Возможность познакомиться с творчеством Н. Карпачёвой появилась и у любинцев — в минувший четверг в районном музее состоялся концерт «Матушка Русь». Под переливчатые мелодии гуслей прозвучали былины, духовные стихи, авторские песни на стихи русских поэтов: А. Толстого, Н. Некрасова, А. Майкова. Многие исполненные произведения имеют духовное начало, в них мысли о тяжкой жизни народа и его спасительное обращение к Богу.

   Примечательно, что этот концерт состоялся накануне главного праздника нашей страны — Дня конституции. Основной закон государства — это не только свод правил, норм, прав и обязанностей, которые обязаны соблюдать граждане. Это еще и нравственное, патриотическое, духовное начала, которые заложены издревле. Начала, которые должны жить в каждом из нас, а их истоки именно в той глубине времен, которые придают силу и мощь народу, способному в трудные времена объединиться и проявить огромную силу духа. Все это заложено и в древнерусской литературе, и в старинных песнопениях, прославляющих нашу Матушку Русь и богатырскую силу ее народа.

   Несмотря на поздний час (начало концерта было назначено на 18.00 ч.), в зале районного музея им. И.С. Коровкина собралось достаточно много любинцев, пожелавших познакомиться с творчеством Натальи Карпачёвой. Каждый, кто побывал на концерте, получил массу положительных эмоций и приятных впечатлений от встречи. Об этом они говорят сами.

Татьяна Шевелева:

   — Мне очень понравился концерт, я получила поистине духовное наслаждение. Такое чувство 6ыло‚ как будто перенесся в какой-то другой мир, мир тишины и покоя. Такие встречи просто необходимы, нужно приобщать к ним как можно больше людей, особенно молодежь, может быть тогда, мы начнем проникаться большим уважением друг к другу, меньше будет ссор и распрей, и наконец, будем беречь то, что у нес есть, и то, что нам досталось от предков.

Валентин Букреев:

   — Во время концерта произошло какое-то погружение в глубокую старину. Интересно, необычно и очень душевно. Гусли — русский народный инструмент, который практически утратил свое существование. Мы же смогли не только его увидеть, но и услышать. Исполнительнице Наталии Карпачёвой, несомненно, нужно отдать должное за то, что хранит нашу историю и очень бережно к ней относится. Ее стиль исполнения на гуслях необычный, сама она говорит, что он вообще единственный в стране.

Дмитрий Усольцев:

   — Я впервые увидел и услышал гусли. Интересно и необычно было на концерте. Былинное пение как будто в душу проникает, заставляет задуматься. Связь времен в последнее время у нас как-то утрачена. Нужно сказать огромные благодарности Наталии Карпачевой и таким людям, как она, которые способны восстановить и свято хранить то, что досталось нашему поколению от прежних времен. Хочется надеяться, что подобные встречи пройдут ещё не раз.

Материал подготовили Марина Квасова и Светлана Полегешко

Из районной газеты «Любинские вести»,№18, 10.05.2012 г:

Пасхальные колокольчики

M_IMG_6555_tn

   Возрождение духовно-нравственных традиций — актуальнейшая проблема современного общества. В воспитательной работе Боголюбовской школы это направление является ведущим. В течение ряда лет работал кружок «Наши истоки», руководителем которого являлась библиотекарь школы О.В. Пахотина. На занятиях кружка дети занимались созданием книги, на страницах которой размещались рассказы о настоящем и прошлом наших предков, нашего села, самостоятельно изготавливались иллюстрации. Эти занятия помогали детям познавать природу мира, природу межличностных отношений, окружающей среды, открывать себя в этом мире. Участники кружка организовывали различные праздничные мероприятия.

   Особенно любимым стал традиционный праздник Пасхи. В его организации активное участие с удовольствием принимали ребята из драматического кружка «Волшебный сундучок» во главе с руководителем Н.И. Татиной. В 2011 году во время встречи и беседы на празднике Пасхи с батюшкой Владимиром возникла идея проведения районного Православного Пасхального фестиваля. В начале 2012 года инициативная группа школы во главе с О.В. Пахотиной разработала положение и условия проведения фестиваля. И вот, наконец, этот день настал!

   19 апреля в рамках фестиваля «Пасхальные колокольчики-2012» Боголюбовская школа принимала гостей из 12 школ района. Двери школы распахнулись для более чем 150 гостей. Программа фестиваля предусматривала интересные мероприятия и домашние задания. В красочно украшенном фойе на столиках гости расположили экспонаты выставки декоративно-прикладного творчества. Чего здесь только не было! Детская фантазия способна творить чудеса: раскрашенные пасхальные яйца, соборы, колокольчики. Всего не перечислить! На стендах были размещены рисунки на пасхальную тему, поражавшие талантами юных художников. Педагог дополнительного образования С.В. Корниенко и учитель начальных классов Г.Г. Любимова провели мастер-классы, где гости с увлечением изготавливали пасхальные яйца из бумаги в различной технике исполнения. Получившимися шедеврами дети украсили пасхальное дерево. В это же время матушка Елена побеседовала с другой группой ребят об истории праздника и пасхальных игр и предложила всем поиграть. Ребята с радостью приняли участие в играх, которые проводили учитель начальных классов О.М. и учитель русского языка и литературы Л.А. Лыжина. Победители награждались сладкими призами.

   По завершении этих мероприятий гости подкрепились в школьной столовой чаем со сладостями и пасхальными куличами. Затем в сельском Доме культуры ребят ожидало необыкновенное зрелище: каждая школа подготовила небольшие спектакли духовно-нравственной тематики. Было очень интересно! Все коллективы выступили замечательно! И вот волнующие минуты награждения. Отец Владимир и матушка Елена вручили ребятам благодарственные письма, дипломы, сладки подарки. Довольные гости разъехались по домам, увлеченно обсуждая прошедшее событие. Очень хочется, чтобы этот первый Православный фестиваль стал доброй традицией в нашем районе.

О. Пахотина, библиотекарь Боголюбовской СОШ

газета «Благовещение»,  №1(99)январь, 2011 год:

 ЧАСТЫЙ ГОСТЬ У ДЕТЕЙ
         Через миссионерские труды священника Владимира Долгова, настоятеля Любинского храма в честь преподобного Серафима Саровского, наладился плодотворный контакт школы и церкви.
         СЕГОДНЯ все более очевидной становится потребность в одухотворении образования, в возвращении его к первоначальному смыслу: «образ-овать» – значит, как говорили наши предки, помочь восстановить в себе «образ Божий», личность, для которой духовно-нравственные приоритеты безспорны.
         В детях – будущее семьи и общества. Духовно-нравственное воспитание детей в традициях русского народа всегда было связано с верой. Вера – основание для таких важнейших человеческих качеств, как верность, правдивость, честность.
         В духовно-нравственном воспитании большая работа подрастающего поколения проводится в Любинском управлении образования совместно с настоятелем храма в честь преподобного Серафима Саровского священником Владимиром Долговым. Прежде всего заключено соглашение между Омско-Тарской епархией и Министерством образования, а на его основе – договор между Любинским управлением образования и приходом Любинского храма.
благов стат ч г у детей

    ОТЕЦ ВЛАДИМИР постоянно посещает все семинары, которые проводятся для учителей школ района по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся, ведет разъяснительную работу, оказывает помощь в приобретении методической литературы, учебников по программам «Основы православной культуры» и «Истоки», дарит диски с материалами по профилактике наркомании и алкоголизма, обеспечивает педагогов журналами «Фома» и «Наследник», православной газетой «Благовещение», которые с успехом используют учителя в своей работе с обучающимися.

    Свою деятельность отец Владимир начинал с детских садов. Там он частый гость, выступает перед воспитателями, родителями. Для детей со своими помощниками организовывает праздники, принося для них сладкие призы, подарки.

    В ШКОЛАХ батюшка бывает на родительских собраниях, встречается с ребятами, беседует с ними на темы морали и нравственности. Для младшего и среднего возраста проводит праздничные утренники с театральными представлениями своего театра. Декорации к ним готовит его супруга – матушка Елена, которая закончила худграф Омского педагогического университета и прекрасно рисует.

    Как для учителей, участников семинаров по духовно-нравственному воспитанию, так и для учащихся отец Владимир организовывает поездки по святым местам города Омска и Омской области, в Ачаирский монастырь, что надолго остается в памяти каждого из побывавших в храмах Омского Прииртышья. Учителей, работающих в тесном сотрудничестве с отцом Владимиром, подкупает его порядочность, умение выполнить обещанное, внимательное отношение к людям. Всегда всех выслушает, поможет советом, окажет помощь нуждающимся. Постоянно присутствует на этических чтениях, проводимых Любинским управлением образования.

Отец Владимир – частый гость в Любинском детском доме.

    СВОИМ ПРИМЕРОМ священник вселяет веру в работников образования – в то,  что только вместе, в тесном сотрудничестве школы и церкви, можно достучаться до сердец подрастающего поколения.

Галина ВАСИЛЬЕВА (Аристархова Галина Васильевна, прим. составителей сайта) 

  Газета «Благовещение»,  рубрика- «ШКОЛА, СЕМЬЯ, ЦЕРКОВЬ»:

 Старшие учатся у … младших

  Об опыте работы по взаимодействию школы, семьи и церкви в духовно-нравственном воспитании детей     В НАСТОЯЩЕЕ время большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.  И как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

     Педагоги  нашей школы пытаются найти способы решения этой проблемы.

   Так регулярно проходят тематические родительские собрания и конференции нравственной направленности. При этом применяются различные наглядные средства – диски, кассеты с фильмами и беседами. Приобретены диски «Семья России», которые используются в работе с родителями.

     В НАШЕЙ ШКОЛЕ одним из приоритетных направлений воспитательной работы стало «Духовно-нравственное воспитание учащихся». Прежде чем была составлена целевая программа, педагоги провели опрос родительской общественности по данной проблеме. Выявилась особая озабоченность большинства родителей  духовным состоянием детей. Поэтому необходимым стало объединение усилий не только родителей и учителей, но и служителей церкви. Между школой и настоятелем храма св. прп. Серафима Саровского священником Владимиром Долговым организовано плодотворное  сотрудничество. Совместная деятельность разнообразна – это встречи, консультации, паломнические поездки, проведение православных праздников, благотворительные акции, сотрудничество с Любинским детским домом.

     СТАЛО ТРАДИЦИЕЙ проводить театральные постановки для взрослых и детей на большие православные праздники – Пасху и Рождество Христово. Зрителями становятся не только жители нашего села, но и близлежащих деревень. Часто такие постановки бывают в Любинском детском доме, храме св. прп. Серафима Саровского и Любинской школе №1. Дети совершали паломнические поездки в Ачаирский монастырь, к святым мощам равноапостольной Марии Магдалины, в город Екатеринбург, – в Храм-на-Крови,  в Ганину Яму – мужской монастырь святых Царственных Мучеников.

     Еще одним из направлений взаимодействия школы, родителей и церкви в духовно-нравственном воспитании учащихся является создание школьного историко-краеведческого музея, так как православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции. Сейчас в музее идет работа по созданию уголка по религиоведению, где можно найти различные старинные церковные принадлежности, фотографии и многое другое. Взрослые активно участвуют в поиске экспонатов, оформлении экспозиции.

     АНАЛИЗИРУЯ взаимодействие школы, семьи и церкви в деле воспитания молодежи, можно отметить, что сами дети иногда выступают в роли путеводителей своих родителей. В силу особенностей исторического развития нашей страны отношения между поколениями сегодня приобрели новый характер.

     Традиционные конфликты отцов и детей психологического характера дополнились глубоким расхождением мировоззрения, мировосприятия старшего и подрастающего поколений. Причиной служат  кардинальные изменения в социокультурной жизни России. Картина мира взрослого и картина мира современного подростка существенно различаются между собой. Сегодня младшие учатся не только у старших, но в значительной мере у сверстников. Более того, ситуация такова, что старшие вынуждены учиться у младших, потому что младшие зачастую лучше адаптируются к реалиям. Старшее поколение, воспитанное в эпоху социализма, порой бывает не готово окунуться в сферу духовности и божественности.

     НЕРЕДКО, родители бывают не готовы сделать первый шаг на пути к вере. И здесь довольно часто помощниками им становятся дети, которые с удовольствием посещают факультатив «Основы православной культуры», церковные богослужения, занимаются благотворительностью.

     В результате целенаправленной деятельности школы по взаимодействию с родителями и священством повысилась значимость духовно-нравственного воспитания учащихся. По итогам проведенного опроса родителей по вопросу введения в школьную программу учебного курса «Основы православной культуры» 98 процентов респондентов ответили положительно. Примечательно и то, что в Замелетеновском приходском храме Рождества Христова за последние два года возросло количество крестившихся не только среди детей, но и взрослых.

Татьяна АЛЬТ,

 заместитель директора по воспитательной работе

МОУ «Замелетеновская средняя общеобразовательная школа» Любинского района

 Газета «Благовещение», 2011 год, рубрика «ШКОЛА ПРАВОСЛАВНОГО САДОВОДСТВА «:

 УРОЖАЙ РАСТИТ НЕ ЗЕМЛЯ, А НЕБО

Именно такое название носит брошюра, выпущенная по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия,  в которой с любовью и терпением собрано множество молитв Господу, Пречистой Его Матери, ангелам и святым. Здесь же опубликованы  акафисты Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Спорительница хлебов», святому пророку Божиему Илии и святому молитвеннику Омской земли священномученику Сильвестру.

     Собрал и систематизировал это духовное сокровище в помощь омским садоводам и земледельцам замечательный человек, труженик и подвижник-миссионер Михаил Онуфриевич Ломейко (Михаил Ануфриевич Ломейко, прим. сост. сайта),  потомственный садовод-опытник. «Придя в Православие, на протяжении многих лет изучал и применял на практике правила Православного земледелия. Открыл для себя огромнейший, необъятный  пласт земледельческой русской Православной культуры, способствующей получению высоких урожаев и воспитанию благочестия. При соблюдении агротехники, на освященных Православным священником угодьях, значительно повышалась урожайность всех садовых и огородных культур, в бездождие вызывались дожди, резко уменьшалась численность вредителей и болезней, не было изнуряющей усталости, на душе спокойствие и радость. Молитва творилась свободно, без напряжения, а работа спорилась», – так говорит о себе Михаил Онуфриевич.

     Чем человек ближе к природе, тем ближе он к Богу. В 2007 году по благословению Омского Архипастыря  Владыки Феодосия была создана «Школа Православного садоводства и огородничества». Каждое занятие в Школе начинается и заканчивается молитвой. Частым гостем здесь бывает благочинный Любинского района отец Владимир Долгов, являющийся по благословению Владыки Феодосия духовным наставником Школы. Батюшка служит молебны, проводит беседы, отвечает на вопросы, освещает семена.

      Одно из таких занятий и удалось мне посетить. Признаюсь, многое из того, о чем услышала на уроке, было для меня неожиданностью.  К тому, что у нас в Сибири выращивают виноград, как-то уже привыкли, но грецкий орех, персик, абрикос – такие экзотические культуры у нас в Омске!? Это же какой талант надо иметь, какую любовь к земле, терпение…

     Занятие продолжалось более трех часов, но садоводы не торопились расходиться и охотно поделились своими мыслями. От них и услышала впервые о том, что Михаил Онуфриевич Ломейко вывел несколько видов алычи путем скрещивания и естественного отбора, адаптировал их для омского климата,  эти сорта полностью районированы.

     К примеру, садовод  Вячеслав Васильевич Краснов считает очень важным, что руководитель их Школы выполняет миссионерскую функцию: постепенно, ненавязчиво возвращает людей к Православным истокам, приобщает к русской Православной культуре, традиционным семейным ценностям. В семье Вячеслава Васильевича эти ценности стараются сохранить и  передать будущим поколениям.

     Иван Иванович Антоненко – садовод с большим стажем, выращивает виноград, персик, абрикос, алычу, инжир. Несмотря на огромный опыт уже четыре зимы посещает Школу Православного садоводства и считает, что каждый год узнает что-то новое. Разговор зашел о вере: «Кто верит в Бога, того и мышь не обидит. Мои родители были верующими, отец фронтовик-верующий, а деда расстреляли за веру». Сам Иван Иванович очень похож на былинного русского богатыря.

     Вера Егоровна Голубь отмечает, что помимо агротехнических знаний, новых сортов она получает здесь большую пользу для души: «Михаил Онуфриевич научил с молитвой, спокойно заходить в сад, а то ведь мы бежим, торопимся…».

     Валентина Ивановна Синельникова знакома со многими клубами и школами садоводства, но предпочитает посещать именно Православную школу, замечая: «Здесь большое внимание каждому. Исключительно полезно нам, особенно людям в возрасте, услышать о Боге, о святых, ведь мы к своему стыду очень мало знаем».

     Любовь Борисовна Шадрина с большим теплом  отзывается о руководителе: «Михаил Онуфриевич дает вспомнить нам, что мы – Русь Православная и корни у нас православные».

     – Больше тридцати лет занимаюсь выращиванием алычи, и сейчас алыча в Омске выдерживает пятидесятиградусные  морозы. Конечно, труд долгий и кропотливый. Образование у меня техническое: окончил строительный техникум и СИБАДИ. До пенсии работал на заводе. А любовь к земле привил отец. Он и стал моим первым учителем.

     Его отец – Онуфрий Семенович Ломейко – по профессии был биологом, работал учителем ботаники и биологии и профессионально занимался садоводством. В своих садах, в Северном Казахстане, Онуфрий Семенович с большим успехом разводил виноград, сливу, грушу, вишню, абрикос. Пятеро сыновей, из которых Михаил был старшим, помогали отцу, перенимали различные приемы агротехники.

     – Кого Вы можете назвать своими  учителями, кроме отца?

– Считаю себя учеником Виктора Михайловича Серебрякова. Он преподавал механику у нас в техникуме и очень любил землю, садоводство. Выпустил две книги по возделыванию винограда, вывел омские сорта винограда. Еще один подвижник – садовод Владимир Афанасьевич Бубнов на омской земле выращивал грецкий орех, виноград, персик. В его честь назван сорт персика – «Память Бубнова».

      Но главным своим учителем  Михаил Онуфриевич считает человека, который умер задолго до его рождения – это Павел Саввич Комиссаров. Кто из омичей не слышал о знаменитом саде Комисарова? Этот талантливейший человек впервые в Омске вырастил плодово-фруктовый промышленный сад более чем на двадцати гектарах.

   – Могила Комисарова была ухожена, и я чувствовал, что дух его здесь, – говорит Михаил Онуфриевич.

   Все сведения, которые можно было найти о знаменитом садоводе и его саде, были изучены и опробованы.  Сейчас Михаил Онуфриевич мечтает разбить дендропарк, в котором будут собраны все редкие древесные растения, произрастающие на богоспасаемой омской земле; а также собрать в одно место всю флору Западной Сибири. На мои сомнения Михаил Онуфриевич не раз отвечал: «Что невозможно человеку, возможно Богу».

   …Добился православный садовод, чтобы  выделили ему 16 гектаров земли в Любинском районе. Каждую среду молится он здесь с небольшой группой верующих в молитвенной комнате о том, чтобы даровал Господь построить храм на месте закладного креста в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Помогли добрые люди достроить часовню в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» – фундамент под нее был залит еще прошлой осенью. Дело движется, хотя не так скоро, как хотелось бы. Но обустраивается дом для причта, строится устраивается богадельня на 40 мест. А в перспективе – сад с питомником, виноградник, оранжерея, теплица и цех для переработки плодов.

     И хочется верить, что найдутся и откликнутся люди, пожелавшие помочь и поучаствовать в этом благом деле.

Лариса ПЕТРЕНКО.

О Брошюре

Урожай растит не земля, а Небо.

Школа православного садоводства и огородничества.

Obl-1

Фотография с обложки: алыча, выведенная М.А. Ломейко в Омске, сорт Анастасия.

Брошюра выпускается по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия.

Содержание :

Вступительное слово

Уважаемые садоводы и огородники!

     Предлагаемая Вашему вниманию брошюра содержит краткие сведения, раскрывающие суть и смысл духовности земледелия в Православном толковании. Здесь также собраны и систематизированы молитвы, применяемые при всех действиях садовода, огородника и сельского труженика в саду, огороде, хозяйстве. Я являюсь потомственным садоводом-опытником. Придя в Православие, на протяжении многих лет изучал и применял на практике правила Православного земледелия. Открыл для себя огромнейший, необъятный пласт земледельческой русской Православной культуры, способствующей получению высоких урожаев и воспитанию Благочестия. При соблюдении агротехники, на освященных Православным священником угодьях значительно повышалась урожайность всех садовых и огородных культур, в бездождие вызывались дожди, резко уменьшалась численность вредителей и болезней, не было изнуряющей усталости, на душе- спокойствие и радость. Молитва творилась свободно, без напряжения, а работа спорилась. Как выяснилось, не все садоводы распологают информацией об этой уникальной стороне русской Православной культуры, а что-то слышавшие воспринимают с недоверием. Все это подвигло меня издать данную брошюру в виде краткого пособия- руководства к действию для веруюшего садовода, огородника, селянина. Искренне благодарю всех единоверцев: сестер, братьев, батюшек, помогавших в подготовке брошюры. Уверен, что молитвы и рекомендации помогут Вам в сотрудничестве, соработе с Богом для получения плодов земных и спасения Душ Ваших. С любовью к Вам- садовод- любитель, раб божий Михаил Ануфриевич Ломейко.

 Духовность в Православном понимании. Введение

Нет на земле профессии, столь приближающей человека к Богу, как работа земледельца, ибо чем ближе человек к природе, тем более ощутимей становится для него великая премудрость Божья, которой устроен весь окружающий наш мир . . .

< . . . >  

Урожай растит не земля, а Небо

Здесь приводятся молитвы за урожай православного садовода-огородника.

< . . . >

     По окончании главы:

     Молиться надо со всей расположенностью сердца и внимания собранного. Если молитва рассеянна, то она теряет свой просительный или благодарственный смысл, из сердечного разговора с Богом превращается в пустословие…

     …Большая сила — молитва индивидуальная, еще большая сила молитва церковная. Поэтому надо как можно чаще бывать в храме на литургии, заказывать молебны, подавать записки. Исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн, советоваться со священниками и испрашивать у них благословение на молитвы и на всякие благие дела.

       Хорошо отнести в церковь семена для освящения перед посевом, а также плоды нового урожая. Все это послужит и к урожаю и к нашему здравию…

     …Урожай есть результат сотрудничества, со-работы двух сил: Божественной и человеческой…

     Успешного Вам сотрудничества с Богом на нивах Ваших, православные садоводы.

     Православный садовод- любитель- раб Божий Михаил Ануфриевич Ломейко.

Далее приводятся

молитвы Святителю Николаю Чудотворцу, архангелу Михаилу, преп. Серафиму Саровскому а также акафисты с молитвами Пророку Божию Илии, священномученику Сильвестру Омскому, Пресвятой Богородице в честь иконы Её «Спорительница Хлебов».

 «Омские епархиальные ведомости»2008, №4 :

хроника

 

    В Любинском благочинии, в селе Новокиевка, создана православная община   (приход, прим. сост. сайта)  . Под временную церковь местная администрация передала приходу второй этаж начальной школы. Село небольшое – 200 дворов, но к нему приписаны окрестные деревеньки и фермы, рассказал благочинный о. Владимир Долгов.

   В Любино установилась хорошая традиция. На осенних и зимних каникулах дети из сельских школ приезжают на экскурсию в райцентр, где сначала посещают краеведческий музей, а потом обязательно идут в Свято-Серафимовский храм. Здесь их встречает о. Владимир, проводит с ребятами  беседу, отвечает на вопросы, а потом приглашает всех на чаепитие.

     Свято-Серафимовский приход активно участвует в мероприятиях, которые проводит Любинский краеведческий музей, приглашают отца благочинного и на заседания Методсовета Районного отдела образования.

    Пасхальные и рождественские представления для детей прихожане готовят совместно с театральной студией Любинской общеобразовательной школы № 1. А еще помощь Свято-Серафимовскому приходу в постановке спектаклей для ребятишек из Любинского детского дома оказывают педагоги из Замелетеновской средней школы.  К слову, в детском доме о. Владимир бывает на все церковные праздники.

    Несколько воспитанников детского дома побывали на летнем отдыхе в лагере «Преображение», что в Саргатском районе, и получили там, по словам батюшки, «закваску добрую».  Эти дети  по собственной инициативе стали ходить в храм на службы: были на Прощеное воскресенье, Великом постом исповедовались и причащались.

    Недавно в Любино прошла выставка «В защиту семьи».

    Руководство Любинского Отдела образования намерено открыть летнюю детскую площадку по программе лагеря «Преображение». Благо, что опыт подобной работы приобрели любинские педагоги, поработав прошлым летом в этом православном лагере.

    В этом году исполняется 90 лет со дня гибели Царской семьи, и 90-летие пребывания на станции Любино поезда, в котором находились Царственные страстотерпцы. От лица прихожан Свято-Серафимовской церкви написано обращение к местной администрации, где излагается просьба: установить на Любинском железнодорожном вокзале табличку в память об этом историческом событии. Пока эта инициатива не нашло понимания у руководства района.

Наталья ПОЛЕЩУК.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?

  Наша собеседница Ольга Васильевна ПАХОТИНА, библиотекарь Боголюбовской средней общеобразовательной школы Любинского района, руководитель школьного кружка «Наши истоки».

– Ольга Васильевна, так с чего же начинается Родина?

  – Родина начинается для каждого человека с места, где он родился, где воспитывался и рос. Понятие «Родина» – это культура, язык, быт и, конечно, духовные начала. Мы должны всегда помнить, что мы – русские и обязаны относиться ко всему русскому с уважением и любовью. У каждой нации есть свои достоинства и недостатки, но это наше Отечество, наш народ, наша общая семья, с богатым духовным опытом наших предков.

  Увы! Сегодняшняя наша Россия начинается с пропаганды насилия, разврата, вседозволенности. Сейчас, в мирное время, вымирают целые деревни, стариков бросают на произвол судьбы. Россия похожа на большой супермаркет, люди напоминают продавцов и покупателей. Человек уже не личность, он – потребитель. Как правило, старается решать свои проблемы за счет других и в ущерб другим. Разрушается последний оплот государства – семья, традиционный уклад русской жизни.

– И все же, вопреки всему, семьи пока еще создаются и существуют…

 – Но какие! Духовный кризис, охвативший все наше общество, отражается, как в малой капле воды, – на семье, и, конечно, на воспитании детей.

– А что вы противопоставляете в своей школе этому кризису?

– Лично я руковожу кружком «Наши истоки», это – cохранение и развитие национальных, культурных традиций, семейных ценностей, воспитание у ребят патриотизма, чувства радости за свой край, бережного отношения к его истории и людям. Мы стараемся работать в тесном контакте с родителями. Например, работая над подготовкой литературно-музыкального вечера «Нам года – не беда» ко дню пожилого человека, мы рисовали портреты своих бабушек и дедушек, расспрашивали их о том времени, когда они были молоды.

– Современный порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, какой-то профессиональный рост, стремление к достатку…

– У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. Пока разобщенность между родителями и детьми не будет преодолена, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей. Поэтому вместе с родителями мы осуществляем проект «Корнями дерево сильно».

  Я считаю, что мы обязаны знать свои корни, историю своей семьи. Нельзя нормально жить, не почитая своих предков. На занятиях кружка ребята составляют родовое древо. Например, Никита и Алексей Крюк записали свою родословную до четвертого колена, узнали много интересного о своих прадедах, о том, что один из них воевал и имел много наград, а другой был передовым комбайнером и награжден правительственной наградой.

  На кружке дети делятся своими впечатлениями, рассказывают о профессиях родителей, как жило село раньше, о своей семье, бабушках и дедушках, когда и где они родились. Каждый ученик оформил свое родовое древо.

– Ольга Васильевна, а вы свою родословную хорошо знаете? Расскажите, пожалуйста, немного о себе.

– Родилась я в Любинском районе, в рабочем поселке Красный Яр. Все мое дошкольное детство прошло там. Мама, Галина Михайловна Тищенко, занималась воспитанием детей, нас было двое: я и старший брат Александр. А папа, Василий Иванович, работал на молочно-консервном комбинате. С приятной теплотой я вспоминаю то время. Летом мы много времени проводили на речке: купались, собирали боярку и ежевику, ловили рыбу. Моя бабушка, Мария Григорьевна, была заядлой рыбачкой. А зимой катались с горы, строили баррикады, играли в снежки. Дома всегда было очень уютно и тепло. Зимними вечерами мы часто всей семьей рисовали, лепили из пластилина. Мама много читала нам вслух.

  В 1973 году папу перевели работать в Боголюбовку. Село было образовано переселенцами из Киевской и Самарской губерний, по-видимому, с собой они привезли и название. Место у нас, действительно, Богом любимое – очень красивое, деревня находится практически в лесу, здесь летом много грибов и ягод.

 к2

  В детстве и юности я никогда не задумывалась о том, какая у нас семья, мне казалось, что обыкновенная. Только теперь я понимаю, что мы выросли в большой любви, в понимании и доверии друг к другу. Никогда я не слышала, чтобы папа с мамой ссорились или ругались. Все проблемы решались сообща, беды и невзгоды делились на всех, но и радость была общая. Пока учились в школе, много ездили по стране, были в Батуми, Сочи, Москве, Ленинграде, Ярославле. Когда я училась в 7 классе, побывала в Артеке. Я благодарна родителям за свое счастливое детство.

   В 1982 году я окончила школу и поступила в Омский библиотечный техникум. Мама с папой очень заботились о нас, постоянно были в курсе наших дел. Доверительные отношения в семье присутствовали постоянно. В 1985 году я вышла замуж. Через год родилась дочь Маша. Муж Евгений работал в Любино, было очень тяжело справляться одной с ребенком, но он приезжал и помогал мне: нянчился, стирал пеленки, управлялся по хозяйству, хотя сам очень уставал на работе. Здесь, в Боголюбовке, родилась вторая дочь – Даша. Девочки выросли, Маша окончила педагогический университет и работает в Омске – школьным учителем физики. А Даша нынче поступила на первый курс физического факультета. Все заботы и переживания мы делим пополам, как когда-то было в моей семье. У Маши теперь своя семья, и мы с мужем очень хотим, чтобы наши девочки были счастливы и успешны. Теперь с уверенностью могу сказать, что отношения и в нашей семье основаны на доверии и любви. У меня очень хорошие отношения с мамой и сестрой мужа, мы единая большая дружная семья.

  В школе мы стараемся заложить в детях понятие семьи. Семья – самое святое, что есть у человека. Мы приглашаем на праздник и многодетные семьи, говорим о том, как здорово, когда большая семья, всегда есть надежда на то, что тебя поддержат, поймут, помогут. Такова, например, семья наших односельчан – Александра и Галины Гунт, у них шестеро детей и сами родители из многодетных семей. Это очень дружная и сплоченная семья.

– Ольга Васильевна, в известной замечательной песне поется, что Родина начинается и «с картинки в твоем букваре»… А что сегодня читают дети?

– Я работаю библиотекарем и вижу – дети стали читать намного меньше. Понятно: и в деревне есть интернет. Огромная проблема в том, что в нем поток информации очень велик. Вряд ли многие наши дети смогут найти там полезную, нужную для души и ума информацию, там столько грязи.

  Книгу заменить ничем нельзя. Ребята младших классов часто посещают библиотеку, мы обсуждаем прочитанные книги. Сложнее обстоят дела со старшими и средними классами. Ребята читают только программные произведения. К сожалению, специфика формирования фонда обусловлена школьной программой. Фонд не обновляется уже много лет. Если что-то и поступает новое, так дети выстраиваются в очередь за этой литературой. А говорить о поступлении какой-либо духовно-нравственной литературе вообще не приходится. Спасибо священнику Владимиру Долгову, настоятелю Любинского храма в честь преподобного Серафима Саровского, за журналы «Божий лучик», «Фома», «Наследник», которые он дарит в библиотеки, помогает нам в проведении праздников.

– В своей работе вы ощущаете поддержку?

– Три года я веду кружок «Наши истоки» в начальной школе. Большую поддержку в своей работе я получаю от бывшего методиста управления образования Галины Васильевны Аристарховой. Она сейчас на пенсии, но продолжает работать с нами, как живительный родник, постоянно питает нас идеями, своей энергией. Благодаря ей, мой внутренний мир очень изменился, изменилось и мое отношение к людям.

– Спаси Господи! И Божией вам помощи.

Подготовил Геннадий КОНОФАЦКИЙ , http://bolshekulachie.ru/publish/blago/.

  «Омские епархиальные ведомости» 2004, №2:  К 100-ЛЕТИЮ РУССКОЙ-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ

ПРИКОСНИСЬ СЕРДЦЕМ К ПОДВИГУ

      Богата земля любинская своей историей, страницы которой писали люди, живущие на ней во все времена становления района, прославляли его ратными и трудовыми подвигами.  Участвовали в Цусимском сражении, вставали на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны. Эстафету старшего поколения достойно несут и внуки, защищая рубежи России.

   Гордятся любинцы своим земляком, матросом легендарного крейсера «Варяг», Михайловым Федором Егоровичем – участником Русско-японской войны 1904-1905 гг.

     Федор Егорович родился 12 мая 1878 года (по другим данным в 1874) в с. Новое Шашакино Кунчеровской волости Кузнецкого уезда Саратовской губернии. На военную службу был призван в октябре 1899 года и определен в 4 флотский экипаж. 1 января 1903 года произведен в кочегары I статьи. С 1901 по 1904 годы служил на крейсере «Варяг», участвовал в сражении с японской эскадрой у Чемульпо.

      Крейсер «Варяг» — один из самых прославленных кораблей русского флота, символ стойкости и мужества русских военных моряков. Это поистине легендарный корабль. О нем сложены песни, написано много книг, создан фильм.

     27 января (9 февраля) 1904 года командующий японской эскадрой контр-адмирал Урну предъявил командирам русских блокированных кораблей ультиматум, в котором потребовал, чтобы они до 12 часов этого дня покинули порт и вышли в море.

     Командир «Варяга» капитан I ранга В. Ф. Руднев обратился к команде своего корабля (570 членов экипажа) с речью: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна не была. Никаких вопросов о сдаче не может быть – мы не сдадим ни крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови». Речь командира была встречена громким «ура». Надев чистые одежды, члены экипажа готовы были умереть, но не посрамить честь русского оружия.

     Команды иностранных судов, мимо которых они проходили, провожали наших моряков русским гимном и приветственными криками.

   Японцы имели большой перевес в силах: 1 броненосец, 5 крейсеров и 8 миноносцев. Урну рассчитывал, что два русских корабля капитулируют. В одном просчитался – не оценил высокого морального духа моряков, среди которых из поколения в поколение передавалась святая заповедь, записанная еще Петром I в первом Морском уставе: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаг».

     Японская эскадра поджидала русские корабли в 10 милях от Чемульпо. На требование сигнала сдаться «Варяг» не ответил, вступая в неравный бой, который открыл крейсер «Асама». В течение героического боя, который длился около часа, «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, повредил два крейсера, потопил один миноносец. Крейсер «Варяг» тоже понес значительные потери в команде, получил тяжелые повреждения. Крейсер мог затонуть во время боя, но кочегары, среди которых был и наш земляк, стоя по горло в ледяной воде, смогли задраить пробоину. Это спасло корабль. Моряки постоянно проявляли героизм. «Варяг» выстоял.

    Получив повреждение, крейсер вместе с командой вынужден был вернуться в порт, чтобы починить крейсер и предпринять еще попытку прорваться. Осмотр показал: необходим капитальный ремонт. Тогда В. Ф. Руднев принимает решение: «Крейсер «Варяг», так и не сдавший врагу, — затопить». Оставшиеся в живых моряки со слезами на глазах проводили уходящий в пучину моря свой крейсер. Он уходил в бессмертие. Его подвиг золотыми буквами вписан в историю Отечества, как символ бесстрашия и героизма. Героем был корабль «Варяг» и каждый моряк-герой.

    Иностранные суда приняли на борт русских моряков и вскоре они вернулись в Россию.

    Слава «Варяга» не меркнет, она живет в веках. Его подвиг лег в основу знаменитой песни: «Наверх вы, товарищи, все по местам, последний парад наступает…» Эта песня звала на подвиг моряков во все последующие времена.

    Русское правительство высоко оценило подвиг «Варяга». Весь личный состав был награжден. Возвращение моряков в Одессу было встречено орудийным салютом кораблей Черноморского флота. В Москве героев «Варяга» награждал сам Император Николай II. Японское правительство, восхищенное подвигом экипажа, представило В. Ф. Руднева к высокой награде. В Туле, на родине отважного командира «Варяга», ему был установлен памятник. Во Владивостоке есть памятник погибшим морякам, прославившим несгибаемость русского духа, любовь к своей Родине, готовность пожертвовать собой во имя ее спасения.

    Наш земляк был награжден Георгиевским крестом, орденом IV степени, и медалью «За бой «Варяга» и «Корейца». К великому сожалению,  переданные в Боголюбовский музей награды и портрет Федора Егоровича, исполненный художником Т. П. Козловым, были утеряны.

       После демобилизации (1911 г.) Феодов Егорович Михайлов возвращается в Акмолинскую область, затем переезжает жить в с. Лыжино Любинского района, вступает в колхоз. Как свидетельствуют воспоминания, был он человеком грамотным, начитанным,  верующим. Односельчане вспоминают, что Федор Егорович пользовался уважением за свой ум, прямоту суждений, добрый совет. Любил во всем порядок, организованность, был строг. Михайловых в деревне называли «варягами». Часто выступал перед учащимися школ и призывной на военную службу молодежью района.

    После расставания с боевыми товарищами Федор Егорович ни с кем не переписывался. Только в последний год жизни, в 1954 году, он узнал, что в Москве в связи с 50-летием героического подвига «Варяга» чествуют героев крейсера. Попросил младшего сына Ивана Федоровича написать письмо в газету «Правда», откуда скоро получил ответ. Ветерану легендарного крейсера была назначена персональная пенсия. Позже пришло письмо от одного из боевых друзей – Степана Давыдовича Крылова, бывшего машиниста «Варяга».

      Федор Егорович с женой Лукерьей Степановной прожили счастливо, в ладу. Дали жизнь шестерым детям: двум сыновьям и четырем дочерям. Они выросли порядочными людьми, достойными своего отца. В Великую Отечественную сыновья Егор и Иван встали на защиту Родины. А внук Федора Егоровича – Сергей Иванович – после окончания военной академии в Москве служил на Тихоокеанском флоте, где когда-то служил дедушка.

      Ушел из жизни Федор Егорович Михайлов в 1954 году. Лыжино, когда-то красивая веселая деревня, попав в список неперспективных, сгинула, оставив о себе память у тех, кто ее основал. А они разъехались кто куда, сохранив  до конца жизни  в сердцах  воспоминания о родной деревне. Покинули ее и «варяги».

Здесь деревня была,

И рождались тут дети.

Стариков уважали за мудрый совет…

 Здесь деревня была,

Коих мало на свете.

Была раньше…

Теперь, к сожалению, нет.

    Памятью о деревне осталось заброшенное кладбище с дорогими сердцу могилами лыжинцев, оживающими весной от зеленого убранства деревьев, цветов, щебетания птиц, которые постоянно оберегают покой нашедших здесь свое последнее пристанище. В правой части кладбища можно найти плиту из белого мрамора и прочесть слова: «Военному моряку легендарного крейсера «Варяг» Михайлову Федору Егоровичу 1874-1954 гг.» Здесь, на этом кладбище, покоится прах и Лукерьи Степановны, ненадолго пережившей мужа и ушедшей из жизни в том же году.

       Потомки Михайлова сегодня проживают в разных уголках страны: Омске, Владивостоке, Челябинске, Новороссийске.

      20 ноября 2003 года в районном центре Любинский, в историко-краеведческом музее им. И. С. Коровкина, состоялся вечер памяти «Прикоснись сердцем к подвигу», посвященный Федору Егоровичу Михайлову. Вечер прошел в теплой обстановке. Сначала ребята из подросткового клуба «Поиск» рассказала о «Варяге» и его героях. Затем своими воспоминаниями о семье Михайловых поделились бывшие жители села Лыжино, ныне проживающие в окрестных деревнях, в Тавричанке и Ивановке Любинского района.. Приезжали на вечер и две внучки Ф. Е. Михайлова, рассказывали о своем знаменитом дедушке. Завершением этого памятного вечера стало выступление ансамбля «Надежда».

    Историческая память должна жить. Ее необходимо взращивать в новых условиях, чтобы дети, внуки и правнуки знали больше о своих дедах и прадедах. Чтобы знали и помнили они, как пересекаются судьбы человеческие и судьба Отечества. Чтобы дорожили историей своей семьи, своего края, своей страны.

 Г. В. ПОЧЕКАЕВА, директор Любинского историко-краеведческого Музея им. И. С. Коровкина.

 Газета «Благовещение»:

embВ Москве учреждена новая Международная общественная организация «Союз православных женщин»

28.06.2010

     МОСКВА. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 июня 2010 года в Паломническом центре Московского Патриархата состоялось учредительное собрание Международной общественной организации «Союз православных женщин». В мероприятии участвовало более 100 членов общественных организаций из разных регионов России. В состав правления вошли:

  1. Ананьина Галина Васильевна – Председатель Женского православно-патриотического общества, кандидат исторических наук;
  2. Володько Татьяна Алексеевна — Председатель Женсовета Воронежской и Борисоглебской епархии;
  3. Голосова Ольга Евгеньевна — Главный редактор издательства «Лепта»,генеральный директор «Остров книги»;
  4. Гуманова Ольга Валерьевна — православный публицист;
  5. Ефимов Олег Владимирович – ответственный секретарь Всемирного Русского Народного Собора;
  6. Жукова Нина Борисовна — Председатель РОО «Клуб «Реалисты», член Бюро ВРНС, кандидат исторических наук;
  7. Инокиня Ольга (Гобзева Ольга Фроловна);
  8. Каннабих Мария Валерьевна — Президент Межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным, член Общественной палаты РФ;
  9. Князева Елена Георгиевна – Заместитель начальника Главного управления международного сотрудничества Министерства Обороны РФ, доктор филологических наук;
  10. Машинская Вера Николаевна — Председатель Международной общественной организации »Женщины Прииртышья»;
  11. Панина Елена Владимировна — Заместитель Председателя Комитета по промышленности ГД ФС РФ, член Президиума ВРНС, доктор экономических наук;
  12. Протоиерей Всеволод Чаплин — заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, Председатель отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества;
  13. Ракша Марина Александровна — Председатель Профсоюза работников домашнего хозяйства;
  14. Сигаева Валентина Афанасьевна — Председатель правления Фонда просвещения «МЕТА»;
  15. Сысоева Юлия Михайловна — публицист, автор книги «Записки попадьи» (вдова священника Даниила Сысоева);

 

     На форуме был принят устав Союза. В нем отмечается, что эта организация, создаваемая по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, будет иметь международный характер.

     Союз православных женщин образован для консолидации работы в духовно-просветительской, культурной, благотворительной и иной общественно полезной деятельности, восстановления православного образа жизни в семье, оказания помощи школе в воспитании подростков в духе традиционных православных ценностей, оказания помощи детям, малоимущим матерям-одиночкам, социально незащищенным членам общества и т.д. Среди других целей новой организации — формирование в обществе негативного отношения к абортам, содействие в воспитании уважения к традиционной роли женщины в повседневной жизни и общественном служении, борьба с табакокурением, пьянством, наркоманией. «Я думаю, эта организация очень нужна, на нее есть общественный запрос. Она обладает огромным потенциалом реального влияния на наше общество», — сказал на форуме председатель Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, православное женское движение должно быть «дерзновенным, должно не бояться ставить самые серьезные вопросы перед властью и обществом», делать заявления по самым разным темам, инициировать законотворческие процессы, «предлагать свои варианты решения экономических, политических и иных общественно значимых проблем». С другой стороны, продолжил отец Всеволод, очень важно «не потерять себя в бюрократической работе и борьбе за лидерство». Инициативу создания организации в декабре 2009 года одобрил Священный Синод, заявив о важности развития внутрицерковного женского движения. Заседанию Синода предшествовал I Форум православных женщин, проводимый по инициативе Всемирного Русского Народного Собора. В нем участвовало более тысячи православных участниц из более чем 200 женских общественных организаций. Выступая на форуме, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «Церковь, Отечество и даже весь мир ожидает активности действий от верующих женщин». По его словам, женщина-христианка «должна осознавать себя полноправным членом гражданского общества, ответственным за судьбу страны». Одновременно Патриарх подчеркнул, что роль женщины как жены и матери, хранительницы очага ни при каких условиях не может быть реформирована. В свою очередь супруга президента РФ Светлана Медведева в своем приветствии, зачитанном на мероприятии, отметила, что православные женские организации призваны сыграть важную роль в решении «таких приоритетных задач, как проблемы демографии, укрепление института семьи, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма».

Вступительное слово

     Машинская Вера Николаевна- заместитель председателя Оргкомитета конференции  Член правления и совета  Международной общественной  организации «Союз православных  женщин»

     Хочу начать словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Глубоко убежден, что сегодня православная христианка должна занимать активную общественную позицию, выступая хранительницей христианских нравственных ценностей в семье и в обществе. Помимо признания жены и матери, женщины- христианки должны осознавать себя полноправными членами гражданского общества, ответственными за судьбу страны».

     Ваше Преподобие, честные отцы, уважаемые представители власти, участники и гости Международной конференции православных женщин, братья и сестры! Тема нашей конференции – «Миссия православной женщины в духовно-нравственном возрождении Отечества». Вопрос о миссии женщин в 21 веке приобрел особую актуальность по вполне объективным причинам, поскольку человечество столкнулось с проблемами, которые не были актуальными ранее. Решение этих проблем требует активного участия  женщин.

     Нашей Международной женской конференции предшествовали круглые столы, Омская женская православная региональная конференция, первый Форум православных женщин, прошедший по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 3-4 декабря 2009 года, как соборные слушания Всемирного Русского Народного Собора. Среди более чем тысячи участников Форума были представители 47 регионов России, гости из Белоруссии. Грузии, Казахстана, Литвы, Сербии, Украины, Таджикистана. Выступая на форуме, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что «Церковь, Отечество и даже весь мир ожидает активности действий от верующих женщин».

Его выступление и заложило  основу  создания союза православных женщин.      По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 25 июня 2010 года в Паломническом центре Московского Патриархата состоялось учредительное собрание Российского союза православных женщин.

     В мероприятии участвовало более 100 членов общественных организаций из разных регионов России, в том числе и Омска.

     На учредительном собрание был принят устав Союза. В нем отмечалось, что эта организация, создаваемая по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, будет иметь международный характер.

     Союз православных женщин образован для консолидации работы в духовно-просветительской, культурной, благотворительной и иной общественно полезной деятельности, его восстановления православного образа жизни в семье, оказания помощи школе в воспитании подростков в духе традиционных православных ценностей, оказания помощи детям, малоимущим матерям-одиночкам, социально незащищенным членам общества и т.д.

     Я была выбрана в состав правления и совета Международной общественной организации «Международный союза православных женщин».

     По приезду в Омск сразу же начала проводить работу в этих направлениях.

     Собрала женщин  близких по духу и вере.

     Благодаря Аристарховой Галине Васильевне за круглым столом встретились с замечательными православными женщинами Любинского района Омской области и их духовным наставникам отцом Владимиром настоятеля церкви имени Серафима Саровского.

      Наше предложение об открытие новых православных смен в детских оздоровительных лагерях встретилось ими с большим одобрением.

     Получив благословление Владыки Феодосия, митрополита Омского и Тарского, мы начали работу по открытию новых православных смен в детских оздоровительных лагерях. Большое спасибо за помощь и поддержку Директору дирекции детского оздоровления Омской области Федорову Сергею Васильевичу.

     Результат нашей совместной работы, подписаны новые православные смены в детских оздоровительных лагерях рабочего поселка Любино и  «Солнечная поляна» рабочего поселка Чернолучье. Теперь задача совместными усилиями их достойно открыть.

     В тяжелые времена возрастает цена добрых дел. Нужно всегда помнить, что рядом много тех, кому хуже, чем тебе.

     По благословению Владыки Феодосия митрополита Омского и Тарского, под потранажем епархии  подключились к работе  по  открытию и поддержанию при храмах  социальных центров для обращения    и помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также организации медицинского обследования этих людей. Ведь в храмах люди всегда должны находить теплоту и поддержку, чтобы не задуть горящую свечу православной веры.

     В настоящее время  идет процесс формирования структуры организации. Открытие региональных  отделений по России и за рубежом.

     Занимаемся международной деятельностью, стараемся наладить контакты с другими православными организациями, открывать свои отделения за рубежом,  например в Казахстане.

     Будем и дальше все вместе продолжать работу в этих направлениях.

     Совместно с фондом мира и православными сестрами по вере и мышлению стали инициаторами и организаторами проведения данной конференции. И не случайно, как добрый знак свыше-открытие нашей православной конференции проходит накануне праздника Введения в храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, великого жизни Богоматери, образ которой всегда почитался на Руси как символ целомудрия, совершенства и святости женского начала.

     Мыслей много и многое нужно успеть. Но славянские женщины наделены особой силой и поэтому нам все по плечу.

     Еще раз хочу поблагодарить всех за помощь и поддержку. Уверена, что все у нас получится. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреодолима»

        «Я думаю, эта организация очень нужна, на нее есть общественный запрос. Она обладает огромным потенциалом реального влияния на наше общество», — сказал на форуме председатель Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

     По его мнению, православное женское движение должно быть «дерзновенным, должно не бояться ставить самые серьезные вопросы перед властью и обществом», делать заявления по самым разным темам, инициировать законотворческие процессы, «предлагать свои варианты решения экономических, политических и иных общественно значимых проблем».

     С другой стороны, продолжил отец Всеволод, очень важно «не потерять себя в бюрократической работе и борьбе за лидерство».

     В состав совета новой организации вошли также актриса Екатерина Васильева, вдова убитого священника Даниила Сысоева Юлия, глава попечительского совета программы Центра национальной славы «Святость материнства» Наталья Якунина, глава администрации подмосковного поселка Деденёво Светлана Тягачева.

     От Омска в состав правления и совета вошла Машинская Вера Николаевна.

     Среди других целей новой организации — формирование в обществе негативного отношения к абортам, содействие в воспитании уважения к традиционной роли женщины

Просмотров: 514